Журнал "Салон Audio Video", 1 октября 2001

ЛИНДА: «РАДУЙТЕСЬ ВОСХОДУ СОЛНЦА»

По поводу Линды в общественном сознании сложилось несколько стереотипов, которые не всегда имеют отношение к действительности. Первый: Линда - проект известного продюсера и композитора Макса Фадеева. Опровержение: Линда - никакой не проект и даже не отдельно взятая певица. Линда - это группа, живой музыкальный организм, вполне самодостаточный и творчески плодовитый, обладающий собственными источниками музыкальных идей, генерирующий художественную энергию независимо от перемены обстоятельств и "бранднейма". Тому подтверждение - альбом "Зрение", записанный и выпущенный уже после расставания с Фадеевым. Диск столь же высокоуровневый и стильный, как и предыдущие работы, быть может, не столь маниакально-изощренный в плане прописанности звуковой сцены, но зато гораздо более позитивный, оптимистичный, раскрепощенный. Показательно, что в разговоре о своей музыке слово "мы" Линда употребляет гораздо чаще, чем "я". Она чувствует поддержку своих музыкантов и менеджмента, за ее спиной стоит один из крупнейших мировых лейблов - BMG. И вместе с тем творческое лицо Линды настолько уникально и ярко, что можно вывести лишь одно резюме: Линда - это Линда.

Стереотип второй: Линда - сплошная "загадка" и вещь в себе. Доля правды в этом есть. Просто она относится к тому типу артистов, которые очень не любят говорить о себе, предпочитая, чтобы за них говорило их творчество. Когда беседа сворачивает "на личности", Линда всякий раз повторяет: "О себе говорить очень сложно, мне трудно это делать. За нас говорит наша музыка и вообще все, что мы делаем. Музыка - то, что объединяет нас и весь мир". Нередко Линду сравнивают с другой нашей "марсианкой" - Жанной Агузаровой. "Загадочность" Линды поддерживается ее эксцентричным сценическим образом, явно выраженной религиозно-философской подоплекой ее творчества, шокирующими музыкально-поэтическими образами (песни "Ворона", "Марихуана" и т.д.). С другой стороны, певицу не часто встретишь на светских раутах, а ее имя упоминается в прессе почти исключительно в контексте музыки, что (удивительное дело!) порождает разного рода слухи, один другого невероятнее. Конечно же, Линда живой человек из плоти и крови, хотя и, безусловно, ранимый, исключительно тонко чувствующий, разносторонне одаренный. Помимо музыки, она пишет стихи, увлекается живописью, выставляя свои картины на благотворительные аукционы в защиту животных.

Стереотип третий: музыка Линды ориентирована на Запад. Если иметь в виду качественный уровень продукта, задействованные технологии, размах сценического шоу - это, безусловно, так. Но на самом деле музыка Линды, охватывающая целый спектр национальных музыкальных традиций (от южноафриканских до кельтских, норвежских, испанских) - это музыка мировая. Тому же, кто готов упрекнуть певицу с "нерусским именем" в отрыве от российских корней, стоит послушать композицию "Береза" из альбома "Зрение" - эту по-настоящему русскую протяжную песню, мелодия которой запоминается сразу и навсегда.

Почему ваш последний альбом носит такое название?

Такой вот у нас взгляд на некоторые вещи. Так ты чувствуешь, так ты знаешь, так ты зришь сердцем. Это зрение сердца - такое объяснение, пожалуй, вернее всего.

Мне показалось, что по сравнению с предыдущими альбомами диск "Зрение" получился более тяжелым, даже гранджевым...

Я думаю, музыка должна меняться, потому что меняются чувства, человек не стоит на месте. И нам близки самые разные направления. Сейчас мы, согласно контракту с BMG, записали четыре англоязычных сингла: один из них - этника на жесткой гранджевой основе, с сумасшедшим ритмом, другая вещь очень нежная - мы записали с армянскими музыкантами спокойную, почти медитативную композицию, в которой будет звучать национальный инструмент дудук. Уже думаем о записи следующего альбома, которая будет происходить за рубежом в будущем году.

Музыку и слова к "Зрению" альбому написали вы. Это ваш дебют в качестве поэта и композитора?

В сочинении музыки я только принимала участие, а слова - да, почти полностью мои. Музыку к альбому написал Женя Поздняков - музыкант, композитор, аранжировщик, который очень много сделал для нашей группы, для нашего творчества с самого начала. Мы работаем вместе уже десять лет, друг друга очень хорошо знаем, думаем в одном направлении.

А стихи давно сочиняете?

Наверное, столько, сколько живу. Но это действительно первый случай использования их в альбоме. Наверное, сейчас пришло для них время.

Что для вас является источником вдохновения?

Сама жизнь, наверное. То, что я вижу, то, с чем общаюсь, с чем соприкасаюсь. Я просто пытаюсь отразить в музыке свое мировоззрение. Каким образом это получается, не от меня зависит - просто получается, и все. Если кому-то нравится, меня это очень радует. Большего и не надо. Важна поддержка.

Вы, с одной стороны, кажетесь человеком замкнутым, немного отрешенным, с другой стороны, ваша музыка очень эмоциональна, да и на сцене, на съемках вы выкладываетесь так, что это приводит порой чуть ли не к физическим травмам. Как это в вас сочетается?

Мне кажется, в человеке заложен весь эмоциональный спектр - и дикость, и ярость, и нежность, и чувственность. Наверное, проявление того или иного чувства зависит от времени, от места, от твоего отношения к данному моменту. Когда человек совершает какой-то поворот, от которого зависит не только телесное, но и духовное его продвижение, уравновесить чашу весов бывает довольно сложно. В такие моменты выплескиваются внутренние источники твоих ощущений. Лично для меня самый яркий источник впечатлений - это музыка. В музыке воплощаются все эмоции, все недосказанное в жизни, и, наоборот - с ее помощью утихомириваются страсти, ослабевает боль. С ее помощью уравновешивается чаша весов. От человеческого сердца и до самого неба, до запредельных миров - вот путь, который проходит музыка. Что же касается травм, то не нужно думать, что это какая-то предрасположенность. Просто сцена - это такая вещь, которая тебя совершенно меняет. Иногда полностью забываешься. На сцене ты находишься в каком-то ином мире, абсолютно отстраненном от всего. Только ты и зритель. То же самое и на съемках - когда я сломала два ребра во время съемок клипа "Взгляд изнутри", я даже не сразу поняла это.

Вы находитесь под большим влиянием музыки, которую слушаете?

Я под влиянием не нахожусь, мне кажется, артист не должен находиться под влиянием чьей-то музыки. Можно это любить, можно это чувствовать, можно к этому стремиться. Музыка для меня - это возвращение к себе, к изначальной сути, которая каждому дана. Просто в наше время, когда идешь к этой истине, встречаешь на пути столько препятствий, что иногда теряешь цель...

А какую музыку вы слушаете сейчас, что вы любите?

Я обожаю Питера Гэбриэла, мне нравится Бьйорк, очень люблю Massive Attack и, конечно, этническая музыка. Вообще во мне течет восточная кровь, которая дает о себе знать (Линда, как известно, родилась в Казахстане, в г. Кентау - прим. Е.С.).

А вы слышали то, что делает в последнее время Блэкмор в составе проекта Blackmore's Night? Мне показалось, что одна из песен "Зрения" - "Гнездо высоты" - очень к тяготеет к подобной кельтско-танцевальной стилистике.

Да, конечно, слышала, но не могу сказать, что мне его творчество близко. И на счет влияния Blackmore's Night - тоже вряд ли.

На вкладке к диску высказана благодарность Сандре Нэйзик из Guano Apes. Почему?

У нас была масса встреч, они нам очень помогли. Я не скажу, что мы с ней подружились, просто мы все - артисты BMG. А значит - коллеги.

У вас дорогие шоу - на сцене вы задействуете много музыкантов, танцоров, сложные декорации. Всегда ли удается претворять эти замыслы?

На большой сцене - да, на клубной - находим какие-то более камерные варианты.

Как вы отдыхаете? Любите ли природу?

Конечно. Не очень часто удается вырваться из городской суеты, но когда находится свободная минута, я стараюсь пообщаться с природой.

"Детский" вопрос - кто ваш любимый писатель?

Это тоже зависит от времени и от направления, в котором я в данный момент двигаюсь. Сейчас меня все больше интересуют исторические вещи. Настольная книга - Герман Гессе. Его "Сиддхарту" можно читать бесконечно, обнаруживая все новые и новые смыслы.

Вы все время меняете имидж, каждый раз вы - разная, непредсказуемая (у Линды новая прическа - бело-красно-черная копна волос, "индуистские" точки над бровями, умопомрачительное платье, тяжелые ботинки, на руках - перчатки с обрезанными пальцами - прим. Е.С.)...

Дело в том, что у меня нет никакого имиджа, я такая, какая есть. Никто над моим имиджем не работает, ничего специально не придумывает. Конечно, у меня есть стилист, замечательный художник Марфа. Но это все касается каких-то чисто внешних моментов. Артисты на сцене просто обязаны выглядеть более ярко, чем в обыденности. Но я стремлюсь все же отталкиваться от жизни и не хочу, чтобы внешний образ самодовлел - для меня более важен баланс музыки, мысли, философии, сценографии... Все должно быть сконцентрировано, все должно работать в одном направлении. Только тогда получится что-то настоящее.

Как вы себя чувствуете после перехода на BMG?

Мы давно сотрудничаем с этой фирмой, с 1998 года. Именно тогда на нашем концерте в Питере побывал президент компании BMG Ричард Сверет, искавший в России интересные талантливые коллективы. Ему понравилась наша музыка, и нам предложили подписать контракт. Это очень хорошие люди, которые дают нам большую творческую свободу. Мы занимаемся только музыкой, и больше нас ничего не интересует. И в наши творческие идеи никто не вмешивается.

А раньше не было этой свободы?

Я отвечу так: раньше все было гораздо сложнее.

О разрыве со своим бывшим продюсером Максом Фадеевым (в сотрудничестве с которым были записаны альбомы "Песни и танцы тибетских лам", "Ворона", "Плацента", выпущены многочисленные ремиксы) Линда говорить не любит, хотя и уточняет, что личные мотивы здесь имели большее значение, нежели творческие. Все это - дело прошлое. Имеет ли это значение сейчас? "Радуйтесь восходу солнца", - пишет Линда на обложке "Зрения", ставя внизу свой автограф. Радуйтесь жизни. Радуйтесь музыке.

Елена Савицкая

Hosted by uCoz