Газета "Московский комсомолец", декабрь 1999

КРИШНА В КЛЕТКЕ

На прошлой неделе Мегахаус значительно пригорюнился. И еще раз пронеслась в его безбашенной башне трассирующей пулей скорбная мысль о засилье косности и замшелости в восприятии музыки многими нашими современниками. В частности, именитыми, понимаешь, рок-журналистами, ветеранами соврокового (или как перефразирует сей термин, скажем, Владимир Шахрин из "Чайфа" - говнорокового) самиздатовского подполья. Абсолютно бредовые их отклики на феерический перфоманс певицы Линды в прошлый уик-энд в Горбушке вынуждают "МегаХаус" расставить все точки над "i", дабы несчастные, так и не сумевшие посетить то ошеломительное шоу, не остались - таки в замороченом заблуждении.

Кто не в курсах - Линда закрывала первый день фестиваля новой музыки "Нашествие". Второй день закрывала, стало быть, истеричная Земфира. Так вот: кое-кому взбрело в голову сравнивать выступления этих двух девиц, причем всячески гнобя Линду в противовес Земфире. Мол, хоть и наворотили для Линды всяких спецэффектов, чуть ли не вывели на сцену слона на веревочке, не наблюдалось, однако, на ее концерте ни драйва, ни рок-угара, ни душераздирающей психопатической истерики, так вставившей рок-критиков на сольнике ее оппонентки.

Для начала заметим, уважаемые критики, почитающие эталоном угара растопыренную в металлюжной "козе" фанатскую пятерню: сравнивать Земфиру с Линдой - все равно что задницу с пальцем. Или, как выразился один мой более сдержанный коллега, все равно как шоу Робби Уильямса с гиком группы "Blur".

Линда - ясный перец, никакая не рок-стар и не оперная дива. И все изъяны ее слабоватого вокала давно известны и понятны как недругам, так и поклонникам. Но более стильно-цельного, очень продвинуто-концептуального и вместе с тем абсолютно коммерчески успешного продукта пока, кроме Линды, не делал в этой стране никто (под словом "Линда" здесь стоит понимать, конечно, всю тусовку "создателей": и гениального брата-сочинителя Макса Фадеева, и весь менеджмент хрупкой девочки, последовательно заворачивающий ее в красивые обертки-упаковки). Сложнопостановочное, забитое под завязку спецэффектами, перфомансами и впечатляющим видеорядом шоу, адекватное навороченным Линдиным пластинкам и клипам, хотели устроить в Москве еще в прошлом сентябре. Затем перенесли его под выход альбома "Плацента" в мае - в "Олимпийский". Глубоким "плацентным" смыслом должно было быть пропитано все в этой программе: на огромном экране закрутились бы кадры из уникального японского видеофильма о зарождении жизни (при съемках микрокамера была установлена в утробе беременной женщины). Момент соития мужчины и женщины, превращение яйцеклетки в плод, муки родов... В момент появления на свет (на экране) крошечного человеческого существа из гигантских губ на сцене (вот только непонятно - то ли основных, то ли половых) должна была выскользнуть Линда, и шоу бы, как говорится, must go on...

Невзирая на убийственность идеи и, главное, имеющиеся в загашнике нехилые средства на подобную гигантскую постановку, менеджмент Линды все же так и не решился на этот сольник в Москве. Возможно, именно боясь провала с живым вокалом девушки. 50-минутное выступление на "Нашествии" - все-таки победа над этим многолетним комплексом и безусловный пролог к огромному феерическому шоу, которое теперь уже твердо обещают в феврале.

И все в Горбушке было сделано правильно. Гигантские губы, правда, заменила клетка, неожиданно выплывшая на сцену из-под пола под мельтешение сперматозоидов, окучивающих яйцеклетку на видеоэкране (для появления этой клетки в Горбушке на минуточку разобрали пол оркестровой ямы и установили многотонный спецподъемник - !)

Линда, как раненая полуптица-полузверь, билась в этой клетке, пока не вырвалась наружу. И затем так же неистово билась о металлический пол выдвигаемого из сцены подиума, рухала на него, не щадя локтей и коленных чашечек, ползала, каталась и вновь поднималась с колен. Песню за песней нанизывала на изломанную, болезненную, но сверкающую светом в конце тоннеля эстетику. Больше 60 (!) статистов, еле вместившихся на горбушкинскую сцену, к слову, помогали ей в этом: кроме танцоров-африканцев с тамтамами и самураев с мечами, кроме детского хора в белых капюшонах в шоу задействовали общину настоящих кришнаитов, символически осыпавших Линду в финале на песне "Сделай так" - обращении к Господу - лепестками роз. Все спецэффекты и стилистические изыски (стоимость только сценического антуража и светодизайна на этом "мини-шоу" - 20 тысяч долларов; у наших домотканых рок-старс такая цифра, как правило, покрывает всю жалкую постановку сольника во Дворце спорта - с арендой зала, звуком и светом) соответствуютсмыслу представления: движение души из клетки тела, из бренности и боли к свету и Богу. Вся вычурность оправданна, и хрупкой изломанности Линды во всем этом веришь, как и ее абсолютно шизанутой фразе после концерта: "Я хотела увидеть здесь Небо, и я его увидела!".

Да, этот спектакль, эту идею, религию, тянущуюся от "Песен тибетских лам", через "Ворону" вот к "Плаценте", за Линду придумали другие, и подсадили девушку на нее. Но она во все фанатично уверовала! Поэтому и ей теперь веришь, хоть и понимаешь, что болезненная Линда лишь проводник чужих мыслей. Гармоничный и искренний проводник, тем не менее.

На творящееся на сцене собравшиеся две трети зала взирали в натуральном коллапсе и оцепенении, поскольку если доселе и наблюдали подобные навороченные музыкальные действа, то лишь на штучных видеокассетах (постановщики Линдиного шоу действительно идут по дорожке концертных перфомансов Питера Гэбриэля и, в особенности, "Massive Attack", как утверждают те, кому есть с чем сравнивать). От отечественных же рок-старз, как известно, если и дождешься когда каких-никаких шоу-поползновений, то лишь в варианте швыряния оземь микрофонной стойки да театрально порванной гитарной струны.

Кстати, две трети зала - это вовсе не Линдина проблема, а позор организаторов "Нашествия" - фирмы "Фили" и "Нашего радио", запутавшихся в дележе и распределении билетов.

И второе кстати: вокал Линды никого (из непредвзятых зрителей) не смутил, поскольку был разумно подкреплен умением двух отличных бэк-вокалисток, как это делается и на живых сольниках подавляющего большинства западных мега-звезд (у которых, как известно, тоже с голосистостью большие проблемы, зато всегда есть на что посмотреть).

А Земфиру, уважаемые рок-критики, уж сравнивайте, коли так приспичило, с ее подругой Машенькой Макаровой. Там хоть формат близкий!

Капитолина Деловая

Hosted by uCoz