Журнал "AudioVideoБИЗНЕС", февраль 1997

ЧТО НЕСЕТ ПОД КРЫЛОМ "ВОРОНА"

Появление на музыкальном рынке альбомов Линды — случай почти беспрецедентный. Кто эта появившаяся из ниоткуда молодая певица, о которой поначалу невозможно было получить никакой информации, а увидеть ее еще сложнее? Этот вопрос задавали себе многие люди, так или иначе связанные с системой шоу-бизнеса. Появление Линды перед массовым слушателем несколько отличалось от методов современных эстрадных птичек, использующих для самопромоушена любую презентацию или круиз.

Позже стало ясно, что Линда — нечто большее, нежели просто талантливый сольный артист. За ее хрупкой спиной стоит широкий круг лиц, задействованных в этом проекте. Концерты Линды редки, но клипы периодически появляются на ТВ-экранах, и практически любая радиостанция не оставляет ее песни без внимания, тем более что три альбома вполне могут удовлетворить взыскательный вкус любителя качественной поп-музыки. Только что появившийся в продаже компакт "Ворона" — тому подтверждение. Новая работа Линды и Ко. — это высокопрофессиональный сплав поп-музыки и этнических песнопений всех возможных стран и народов. Для работы над альбомом были приглашены музыканты с разных концов света: гитарист из Мексики, хор бабушек из Шотландии, детский хор из России и множество известных имен. В работе над альбомом, помимо новейших компьютерных технологий, использованы экзотические инструменты, порой неизвестные даже музыкантам экстра-класса.
Известно, что основная заслуга в появлении альбомов Линды принадлежит координаторам проекта — продюсерам, авторам и аранжировщикам — Максиму Фадееву и Михаилу Кувшинову. С последним мы и беседуем в студии "Кристальная музыка".

М.К. — Альбом мы задумали достаточно давно, сразу после появления "Песен тибетских лам". Делались черновые наброски. Из 47 песен было выбрано 10, но и оставшийся материал не окажется за бортом. Песни из него будут обкатываться в ходе гастрольного тура.
Непосредственная работа над диском началась около года назад, сразу после появления песни "Северный ветер". Потом в течение трех месяцев велась запись, сведение и мастеринг, "вживление" вставок в 3D-Sound. Это система фазового сдвига, позволяющая практически на любой аппаратуре, начиная от аппаратуры самого низкого уровня и заканчивая уровнем High End, воспринимать запись в звучании, приближенном к квадро.

А.П. — То есть можно сказать, что вы пионеры в этой области звукозаписи...
М.К. — В России действительно этой системой почти никто не пользовался. Какие-то попытки предпринимал в свое время Чернавский. Этим же немного увлекался Стинг. Предыдущий альбом Линды "Песни тибетских лам" тоже был записан с применением подобной технологии, но в данном случае все сделано более точно. Мы использовали цифровую запись, а на "Ламах" — аналоговую.

А.П. — Большинство артистов сейчас предпочитает записываться на Западе, вы же от этой идеи отказались...
М.К. — Я не вижу в этом необходимости, поскольку технические условия абсолютно одинаковые. Просто надо чуть побольше времени и желания. Все необходимое для записи качественного альбома у нас есть здесь.

А.П. — Немножко об особенностях вашей студии...
М.К. — Ее трудно оценивать в сравнении с другими. В ней не работают посторонние, мы не сдаем в аренду студийное время. Здесь записываются наши друзья. Это не студийное помещение, и, наверное, в сравнении с другими московскими студиями в чем-то она проигрывает, но, я думаю, нам нет равных. В студии очень много уникальных инструментов, их названия — наша тайна. Могу сказать, что мы не используем инсоники, которыми забиты все другие студии. У нас есть высочайшего качества сэмплеры, прекрасная звуковая библиотека.

А.П. — Давайте вернемся к Линде и "Вороне". Хотя вы и записываетесь здесь, диски все же выходят на Западе.
М.К. — Да, такова ситуация. Диск формата "ди джи пак" печатался в Голландии. Он содержит два буклета — мини-фотоальбом с рассказом о том, как писался диск, и буклет с рисунками Линды. Сам диск имеет золотое покрытие и защищен голограммой на обратной стороне.

А.П. — Подготовка к выходу диска шла в строгом секрете. Журналистам приходилось приезжать к вам в студию, чтобы послушать материал. Насколько эта практика себя оправдала?
М.К. — Оправдала, и достаточно серьезно. Мы не попали под пиратство, упреждающее выход альбома (когда пиратская кассета появляется раньше официального альбома), как получилось с предыдущим. К сожалению, невозможно было полностью сбить волну. От официальных фирм-дистрибьюторов кассета попала в торговлю спустя 3-4 дня. Пираты же сработали гораздо быстрее. Первую пиратскую кассету я обнаружил через 36 часов после появления альбома на рынке. Сейчас ситуация более-менее стабилизируется в связи со вступлением в силу новой 146-й статьи УК России.

А.П. — Но вы, наверное, не рассчитываете только на защитную голограмму диска?
М.К. — Конечно, хочется верить в определенное благоразумие бывших пиратов. Если они хотят выжить и заниматься этим бизнесом, приносящим действительно серьезные доходы. Уж теперь они должны понимать, что статья действует. В этом скоро все убедятся.

А.П. — Альбом вышел уже достаточно давно, каковы его рейтинговые результаты?
М.К. — Достаточно долго он держался на первом месте в чартах "Союза" и сейчас перешел в разряд стабильно продаваемых альбомов. В рейтинге JSP он и сейчас на первом месте.

А.П. — На этом альбоме Линда полностью сменила стиль, причем это касается и музыки, и имиджа. Отразилось ли это на популярности?
М.К. — Трудно говорить насчет продаваемости, но вспышка повышенного интереса есть — это точно. С появлением "Вороны" к нам стали приходить сотни писем. Началось это со дня начала официальных продаж — 3 декабря. И это даже учитывая предновогоднюю суету и праздники. Мы в спешном порядке организовываем фэнклуб. Письма идут с Урала, из Белоруссии, Прибалтики.

А.П. — Столкнулись ли вы с какими-то сложностями в области раскрутки?
М.К. — Практически все радиостанции с удовольствием брали альбом для ротации. Дело в том, что мы до конца еще не поняли состав нашей аудитории. Мы ставили на песню "Марихуана", а успех выпал на "Ворону" — казалось бы, куда более тяжелую для восприятия. В газете "Неделя" альбом назван среди лучших пластинок года, и это приятно. Я действительно считаю его лучшим и не потому, что я сам работал над ним. Я достаточно серьезно слушай всю выходящую сейчас продукцию. Другое дело, что, наверное, еще рановато судить о "Вороне", ведь не все слышали альбом целиком. Сейчас выпущен клип на песню "Марихуана", в самое ближайшее время появится клип и на "Ворону". Клип на песню "След от руки" стал лучшим видео 1995 года, за что и получил премию "Звезда".

А.П. — "Кристальная музыка" вообще тогда отличилась. А чем еще собирается заниматься ваша компания?
М.К. — Действительно, "Кристальная музыка" получила сразу три премии "Звезда" — лучший клип, лучший режиссер (Армен Петросян), лучший аранжировщик (Максим Фадеев). Наверное, не многие знают, что "Кристальная музыка" — это продюсерский центр, который занимается всем, что связано с исполнителем. Начиная с написания песен и продолжая продумыванием имиджа, записью, рекламой и, конечно, выпуском. На Западе подобное объединение под названием Real World курирует Питер Гэбриэл. Под маркой "Кристальной музыки" собрались люди, которые болеют душой за сегодняшнюю музыку. Они не очень известны, но это команда профессионалов высочайшего уровня. Секрет их работы достаточно прост — каждый занимается своим делом. У нас множество планов. Например, готовится к выходу сольный проект Максима Фадеева. Главное, мы не делаем двух-трех-месячных скороспелок. Мы отвечаем за то, что все выпущенное "Кристальной музыкой" всегда будет на самом высочайшем уровне.

Алексей Певчев
Hosted by uCoz