Из Интернета, 2001

Я ВЕРНУЛАСЬ, И ЧИСТОТА ВОКРУГ...

In the next hour we'll take you with us into another world – into the world of music, spirit meditation...

ENIGMA

...Ни от кого из нас не стоит скрывать - мы ждали, когда это, наконец, произойдет. Конечно, в уютной Плаценте было приятно чувствовать защищенность от мира ВНЕ, но нам пора было узнать его, этот мир. Мы ждали развития, роста, мы хотели творить...

            ...Она расправила руки и улетела. Улетела в небо с птицами и пропала; тогда казалось - это навсегда. Но мы заметили Белое на белом, увидели Изнанку света. А что потом?  Она оставила ветру облака, упала в этот мир с самой вершины сна, как зерно - в землю - и проросла. Началось ЗРЕНИЕ...

            Линда... Голос, в котором слышны звезды. АйнуЛИНДАлэ - не зря - музыка ангелов. В ее музыке – всё: все миры, все времена, все города. Она нас любит...

            Итак, девушка созрела...

            Первой вещью с нового альбома, которую я услышал, была песня Две улитки (сначала, прости, Господи, в Бабьем Бунте; потом на сборнике Линда. Новое и лучшее). Композиция показалась мне интересной; приятно удивили арабские мотивы - sopelьki - взамен привычного характерного фадеевского бэк-вокала.

            Дальше были Шоколад и слеза, услышанные на Нашем радио в Чартовой дюжине (в отборочном туре). Песню я слушал на улице, по радио в плеере и через непробиваемую стену помех почти ничего не было слышно, однако ставшую с тех пор любимой строчку Красный свет - теперь не закат, красный свет - дороги нет назад разобрать удалось. В моем личном списке пристрастий эта песня НОМЕР ОДИН во всем альбоме (дальше идут Открою я двери, Не проснуться нам двоим, Лихорадка в темноте, ну и так далее, вплоть до Небо льет).

            Потом, на концерте Guano Apes я услышал еще несколько песен. Как потом выяснилось, этими новыми песнями были Открою я двери, Шерстяная дата, Бей и гладь, Не остаться нам одним и вроде бы все. Двери запомнились ритмом припева, Дата и Бей и гладь - небывалой для Линды тяжестью, Не проснуться... - одновременными пессимизмом - Не проснуться нам двоим - и оптимизмом - Не остаться нам одним. В то время эти слова могли стать девизом моей бестолковой жизни.

            Этих шести песен с лихвой хватило, чтобы потом с нетерпением ждать выхода альбома и мучить, мучить продавцов и продавщиц кассет по всей Москве в течение почти недели.

            И вот, свершилось - в руках долгожданный альбом. Серебристая обложка, черепашка из клипа ШиС, глазки внеземного существа, незнакомые названия - Шерстяная дата, Лихорадка в темноте, Над гнездом высоты. Песня Береза немного насторожила, в голове самопроизвольно зазвучало Я береза, я береза, за-за-за-за... (потом, слава Богу, пронесло...). После первого же прослушивания были благополучно опознаны песни с концерта Guano Apes; было обращено особое внимание на Лихорадку, Седьмое небо, Гнездо и Березу. А вообще альбом уже после первого прослушивания произвел неизгладимо-приятное ощущение, в отличие от Плаценты, показавшейся несколько однообразной и перегруженной электронными спецэффектами (про Эмбрион вообще молчу...) Потом в каждой песне были найдены свои положительные и отрицательные стороны, о чем поподробнее...

 

            ЗРЕНИЕ

            ...Ночь, поле, вокруг никого, лишь кузнечики нарушают тишину. И вдруг - взрыв - перед глазами - мистерия жизни. Несколько тягучая мелодия, наверное, такая же, как и само зрение чего-то нового. То, что недавно покоилось в Плаценте, то, что было едва оформившимся Эмбрионом, родилось, разбивая Тьму... Кажется, что подсмотрел что-то, чего нельзя видеть - таинственный обряд зарождения, развития, существования и угасания новой жизни. В конце - ощущение опустошенности, но вместе с тем, готовность к новому циклу...

            Мне в принципе нравятся инструментальные композиции Линды, но раньше их родным отцом был Макс; Линда и г-н Поздняков доказали, что могут и не хуже (именно не хуже, потому что От холода до тепла лично я считаю никем не превзойденным шедевром). Сначала я не обратил внимание на эту композицию, потом, проанализировав собственные ощущения, понял, что Зрение мне все-таки нравится.

 

            НЕБО ЛЬЕТ

            Вода – перемены, Ниагарским водопадом обрушивающиеся на голову, но, вместе с тем, спокойствие осеннего дождя, барабанящего по окнам. Под него так легко засыпается…

            Не могу с собой ничего поделать, но не нравится мне эта песня. Лишь строчка На асфальте мы рисуем дождь другого мира вызывает некоторые ассоциации - почему-то Шаманка с Танцев тибетских лам и Бубен верхнего мира В. Пелевина.

            Намного позже знакомства с этой песней меня посетила вот еще какая мысль:

                        Ты среди слепых.

            Макс и Тотал с глазами, забитыми адреналином?..

 

            ДВЕ УЛИТКИ

            Приятная во всех отношениях песня вызывает исключительно космические ассоциации - огромный шар из света забирает людей в другие миры. Там на краю Вселенной - два существа, принявшие образы улиток (а почему бы и нет...) Улитки касаются друг друга, переплетаются рожками, образуя нечто, напоминающее символ Инь-Ян. Но кто поймет другую любовь?

 

            ШЕРСТЯНАЯ ДАТА

            Почему люди боятся спать? Потому, что они видят сны – зримые воплощения наших фантазий. Хочешь чего-то, каждую ночь видя это, а потом, когда оно придет, окажется, что вовсе и не об этом мечталось. И помнить-то не хочется. Внутри – опустошенность и усталость: Отстаньте от меня…

...Погружение в подсознание - водоворот мыслей, чувств; шторм в океане. Кажется, что можно заблудиться в этом кипящем, варящемся мире, но таинственная теплая шерсть, как нить Ариадны, выводит нас к Свету...

            Странная песня. Кажется, что она написана именно во сне, а точнее, в момент засыпания, когда сознание еще ЗДЕСЬ, и одновременно уже ТАМ. В такой момент все, что приходит в голову, кажется абсолютно естественным; потом иногда бывает трудно отделить то, что уже успело присниться от того, что происходит на самом деле. Сам по себе образ Шерстяной даты, наверное, наименее понятный на всем альбоме, да и вообще во всех песнях Линды, мог прийти именно в таком состоянии почти измененного сознания.

            Вообще, сон - излюбленный образ в этом альбоме. По этому поводу образ Линды в клипе ШиС, а также ее сценический костюм в Двух улитках (на Бунте) с закрытыми руками вызывает из памяти вот какой факт - психологи, занимающиеся сновидениями говорят о том, что ладони увидеть во сне очень трудно...

 

            ШОКОЛАД И СЛЕЗА

            Как уже было отмечено, самая любимая песня, вызывающая максимум ассоциаций.

                        Лицо теряла я в метро,

                        Знаю, что кто-то носит его...

            Когда-то ее лицом был Максим Фадеев. Теперь его нет рядом. Кто этот кто-то? Может быть, Тотал? Может быть, Линда ничего такого и не имела ввиду... Теперь, когда я слышу по Нашему радио Не гони, Камасутру, Бьет по глазам, я невольно пытаюсь представить, как бы эти песни исполнила Линда. Надо сказать, что исполнила бы она их очень даже хорошо, но это ни о чем еще не говорит... Наверное, это наша злая судьбина - слушать все, что Макс делает не для Линды и думать: вот тут она бы спела лучше (хотя с другой стороны, хорошо, что не Линда, а Тотал спел Дискотеку и Ну здравствуй)…

                        Красный свет - теперь не закат,

                        Красный свет - дороги нет назад...

            Любимые строки. Дикая безысходность, боль, страх...           

                        Шоколад и слеза в губы улетают.

                        Шоколад я брала - он на мне не тает...

            Интересно, что состав шоколада подобран так, чтобы таять при температуре человеческого тела. Почему же он на ней не тает? Необычайно мрачный образ, находящийся, как мне кажется, в связи со словами Живая в неживом...

 

            БЕЙ И ГЛАДЬ

            Вода разбивает старое и разглаживает морщины…

Очень интересная параллель между солнцем и сердцем...

            Приятно ласкает слух заметно потяжелевшая, где-то даже агрессивная музыка. Когда только появился Взгляд изнутри, а затем - Изнанка света, мне очень хотелось, чтобы Линда и дальше продолжала работать в том же духе. И вот, дождались... На концерте эта и еще две рассмотренные выше песни звучали очень мощно, пожалуй, ничем, кроме вокала, не легче творчества Сандры Носик.

                       

            ДОМОЙ

            Откуда? Куда? Ответ прост – домой! Но где это? Ведь до неба не достать…

            Реки не текут зимой,

                        Реки засыпают сном.

                        Живая в неживом...

            Наряду с красным светом – пожалуй, одна из самых красивых и интересных находок.

           

            ***

            Вообще, это достаточно неблагодарное дело - анализировать лирику современных исполнителей. Конечно можно, вооружившись многочисленными томами Фрейда и пр., отыскать всеобщую озабоченность отечественной эстрады да и не только ее; вопрос в том - кому это нужно? Очевидно, что анализ каждой фразы также лишен всяческого смысла - попробуйте задуматься над словами хотя бы песни Бей и гладь: Розовый смех заберет меня - знающие люди говорят, что ЛСД вызывает галлюцинации в розовых тонах. Думаю, понятно чем пахнет такая попытка трактовки. Помните, что говорили про Линду, когда она спела Марихуану? Но не смотря на туманный смысл, именно такая лирика сейчас популярна (я не имею ввиду всяких там Рук, которые Вверх, необычайно популярных у молодых девиц пубертатного периода с гормональным бунтом). Сравним Линду с такими монстром концептуально-размытой лирики, как, например, ну конечно же, Zемфира. Главное и очевидное различие - образы Zемки значительно более урбанистичны; Линда же, скорее, тяготеет к созерцательному и философскому восприятию мира. Zема описывает ситуации, Линда – состояния. Первое прослушивание, равно как и некоторые последующие очень сильно напрягают сознание вопросом: А что же именно хотела сказать певица? - такой набор образов кажется бессмысленным - ракеты, турникеты, вороны, березы и т.д. (особо любопытным советую почитать по этому поводу опус Маргариты Пушкиной Визит в ее книге Слезай с моего облака – там все достаточно правильно написано). Но в этом-то и главная прелесть - чем больше сторон жизни рассмотрит тот или иной исполнитель, тем больше вероятность, что когда-нибудь сложится в жизни ситуация (если еще не сложилась), которая будет описана этими словами; то же можно сказать и об ощущении жизни в целом - когда настроение песни совпадает с твоим собственным в данный момент, ты чувствуешь что-то вроде поддержки: ТЕБЯ ПОНИМАЮТ!!! И, наверное, именно тот факт, что кто-то переживает тоже, что и ты и понимает тебя, более важен, чем то, что кто-то попал в схожую с твоей ситуацию. Поэтому, повторюсь уже, наверное, в десятый раз, фраза Красный свет - теперь не закат, красный свет - дороги нет назад заставляет меня понимать - я не одинок. Это - фраза-настроение, фраза-мировоззрение...

 

            ОТКРОЮ Я ДВЕРИ

                        Размыта дорога,

                        Но кто-то говорит: Иди

            Идти вперед всегда трудно. Ей дано идти вверх…

Музыка, ритм - все это создает исключительно приятное ощущение свободы, полета. Кажется, что сам летишь вместе с птицами - высоко, на небо, за небо. Перед глазами - бесконечность...

 

            ЛИХОРАДКА В ТЕМНОТЕ

            Первое, что запоминается - Окуни губы в соль. Очень красиво и в чем-то маргинально. Обращает на себя внимание и голос - СОЛЬ. Сколько ни слушал потом ранние песни Линды, так и не смог найти подобных экзерсисов в использовании голоса. А здесь - и эта самая соль, и знаююю в ШиС, после которых в момент первого прослушивания по спине ползали бархатные мурашки.

                       

            НА СЕДЬМОМ НЕБЕ

                        Знаю исход-восход...

            В этих словах - мудрость мира. Исход всего - смерть, но вместе с ней - восход - начало нового цикла.

                        Со мной, где высота,

                        Со мной по краю сна,

                        Вверх-вниз, без глубины,

                        Вверх-вниз, на предел воды...

            Перед глазами - бесконечная вертикальная стена из воды - за ней бесконечность, такая же, как и перед ней. Край сна заставляет меня вспомнить рассказ А. Бестера Человек без лица (Лицо теряла я в метро...) Там в одном из эпизодов был описан взгляд на мир подсознания глазами телепата.

 

            НАД ГНЕЗДОМ ВЫСОТЫ

            Песня чем-то напоминает Дождь с Плаценты - наверное, музыкой и настроением. Равно как и Двери, песня создает ощущение какого-то простора, а оптимизм пусть и избитой, но от этого не менее правильной фразы про Любовь, которая стоит, чтобы ждать, вселяет желание жить и творить на радость хоть кому-то, пусть даже и не любящему...

 

            НЕ ПРОСНУТЬСЯ НАМ ДВОИМ

            Линда действительно вернулась и чистота, которая вокруг, может проассоциироваться со свободой от Макса.

            Теперь, после того, как они расстались, я все время, сознательно или нет, ищу это расставание в текстах песен Линды, да и самого Макса; так вот и получается, что даже в некоторых песнях с Ножниц для меня появились отголоски этого расставания (например, в Плачь и кричи и Танцах на стеклах).

            Я уже говорил про это раньше, но еще раз повторюсь - строки

                        Не проснуться нам двоим...

                        Не остаться нам одним...

кажутся вселяющими уверенность в завтрашнем дне.           

 

            БЕРЕЗА

            Береза ассоциируется с материнством, с женским началом; мне кажется, Линда смогла в этой песне отразить свою женственность...

            Никто, наверное, и подумать не мог, что наша любимая Линда способна на такое. Здесь - опыт всего, что было раньше - и хорошая медленная композиция, приятная аранжировка, интересные слова - наследие большей части песен тибетских лам, а также кое-чего еще из более позднего. Береза, воспринимаемая как типично русский символ, здесь становится интернациональным образом. Музыка уносит сознание в все леса всех уголков мира, и везде есть место нашей скромной русской красавице, равно как есть место скромной девушке Линде в наших сердцах...

           

***

            Мне кажется, что именно такой порядок расположения песен на альбоме не случайно. Равно как композиции в Эмбрионе разделены на Right CD/MC and Wrong CD/MC, стороны кассеты (на диске такой эффект, наверное не так заметен) можно также окрестить этими самыми Right and Wrong - от Зрения к Домой - Wrong Dream и от Дверей к Березе - Right Dream. На Эмбрионе такое разделение сделано по настроению, которое должна вызывать каждая из половинок альбома. Здесь подобный division можно сделать вот по какому принципу: основной образ альбома - СОН; по тому что же именно снится Линде и делается разделение. Первая часть - неспокойный сон - не сладкая сказка, а горький шоколад; сон, который может съесть большую часть жизни - наверное, это страшно - уснуть и проснуться через много, много лет - нет, НЕТ!!!. Лично мне песни Дата, ШиС и Бей и гладь по настроению, создаваемому ими, напоминают Взгляд изнутри. Теперь это - взгляд изнутри сна - из глубин подсознания, из изнанки Светы. Но беспокойный сон прошел, подсознание успокоилось - начался Right Dream. Эти сны - светлые, в них летают и не боятся Времени и Пространства...

Tiiren

Hosted by uCoz