Газета "Телеантенна", 2003

РЕВОЛЮЦИЯ В ШОУ-БИЗНЕСЕ

Революция, как всегда, произошла неожиданно. Мы и сами не заметили, как у отечественной поп-сцены появился новый лидер. Лидер яркий, талантливый, пишущий ни на что не похожую музыку.
Еще совсем недавно ситуацию в российском шоу-бизнесе определяли такие гранды, как Игорь Матвиенко, Игорь Крутой, Игорь Николаев... Похоже, всевластию Игорей наступил конец. Настала эпоха самой загадочной личности музыкального мира – продюсера, аранжировщика и композитора Максима Фадеева.

Фадеев подкрадывался к звездному Олимпу незаметно. Еще недавно его мало кто знал – даже коллеги по цеху скорее слышали о нем, чем видели его самого. Большой Макс категорически не выносит светских тусовок – ему кажется, что на них царят лицемерие и притворство. Именно поэтому столичные светские львы не имели возможности увидеть его лично. К тому же, после первых успехов Макс переехал жить в Прагу.

Курганский прорыв

История Большого Макса начиналась далеко от Москвы. Он родился в городе Кургане, известном уфимцам разве что по легендарной рок-группе «Майор Сергеев», наделавшей шуму в нашем городе в конце восьмидесятых. С тех пор об этом славном городе в Зауралье не было ни слуху, ни духу. Складывалось впечатление, что Курган «спел свою песню». Однако теперь-то мы понимаем, что этот удаленный городок притаился, чтобы совершить рывок и завоевать столицу, попутно снискав себе славу четвертого музыкального центра после Москвы, Питера и Екатеринбурга.

Молодой Макс Фадеев родился с врожденным пороком сердца. Стремление доказать сверстникам, что он не хуже их может двигаться, бегать и прыгать, толкало его к активным занятиям спортом. К семнадцати годам он был уже признанным мастером айкидо, а ведь наравне со спортом он занимался и музыкой – учился сначала в музыкальной школе, затем в музыкальном училище. Стремление к совершенству подвело его – на одном из занятий он так перенапрягся, что сердце не выдержало. Фадеев пережил клиническую смерть, однако врачи вернули его к жизни практически с того света. Вряд ли тут замешана какая-то мистика, но факт остается фактом – музыка Макса Фадеева иногда возносится до небесных высот, приобретая райское, как будто ангельское звучание.

В пережитой болезни кроется секрет его колоритной внешности: внушительная комплекция, к сожалению, часто является следствием проблем с сердцем. Став осторожнее в физических нагрузках, Максим даже не думал оставлять своего главного увлечения – музыки. Причем основную ставку он сделал на свои незаурядные вокальные данные. В 1990 году на всесоюзном эстрадном конкурсе в Ялте двадцатиоднолетний Фадеев занял третье место, два года спустя поднялся на пьедестал всероссийского конкурса в Юрмале. Эти соревнования оставили у него неприятное впечатление: ему казалось, что музыкальный талант, не поддающийся никакому сравнению, члены жюри оценивают, как какие-то собачьи бега, поднимая таблички с выставленными оценками.

Повороты судьбы

Впрочем, большой популярности Фадееву эти конкурсы не принесли: он продолжал жить в родном Кургане, когда случилось почти невероятное событие, на которые так богата его судьба. В дверь его обыкновенный хрущевской пятиэтажки позвонили. Макса чуть не хватила кондрашка, когда на пороге он увидел знаменитого на всю страну Сергея Крылова. Они долго сидели, и Макс играл известному исполнителю свои музыкальные композиции. Кончилось все тем, что Крылов велел ему собирать чемоданы и отправляться в Москву. Решение было принято молниеносно: в тот же вечер Максим с женой начали паковать чемоданы.

В столице у них не было ни связей, ни родственников, ни знакомых. Поначалу им приходилось туго, но огромная работоспособность Фадеева вскоре принесла ему славу одного из лучших аранжировщиков. Однако собственное творчество оставалось для него на первом месте.

Первые успехи

Музыкальные поиски вылились в его первый альбом – «Танцы на битом стекле». Режиссеры Степан Михалков и Федор Бондарчук сняли по видеоклипу на композиции из альбома. Знакомство с этими столичными знаменитостями сыграло свою роль: сначала его пригласили писать музыку к кинофильму, а потом предложили сочинить пару песен для начинающей певицы. Звали певицу Линда. Ее голос очаровал Макса. Он таил в себе столько возможностей, столько красок, что Фадеев не на шутку взялся за сотрудничество с ней. В результате были записаны альбомы «Песни тибетских лам» и «Ворона», которые принесли известность и исполнительнице, и автору песен.

После третьего альбома, «Плацента», Фадеев почувствовал, что направление исчерпало себя. Уже став опытным музыкальным продюсером, он понял, что Линде нужно на время взять паузу, а потом «выстрелить» альбомом необычной, ранее невиданной музыки. Однако руководители певицы даже не хотели слышать о приостановлении деятельности. В результате творческий союз Макса и Линды распался, хотя сам он сохранил об их совместной работе самую лучшую память. И наблюдая за недавним телешоу «Фабрика звезд – 2», на котором Фадеев исполнял привычную для себя роль музыкального продюсера, невольно приходила на ум мысль, что среди доверенных его попечению «полуфабрикатов» он выискивает ту уникальную личность, чей голос и чей талант позволили бы ему создать новую Линду.

Россия и Запад

Дальше была жизнь на западе, работа в Германии. Немецкое отделение всемирно известной компании Warner Brothers заинтересовалось его инструментальным проектом Oil Plant. Под музыку этой группы европейское телевидение транслировало затопление российской космической станции «Мир».

Однако стремление к новым открытиям все же заставило Макса вернуться в Россию. Историю возникновения группы «Тотал» многие считают сказкой – ее солистку Марину Чиркунову Фадеев встретил в ночном клубе одной из восточных стран – то ли в Объединенных Арабских Эмиратах, то ли в Пакистане (сам Фадеев, очевидно, путает эти государства). По странному стечению обстоятельств, найденная им звезда также происходила из его родного Кургана. «Тотал» стал проектом, в котором Фадеев пробовал себя в качестве автора тяжелой музыки. Впрочем, тяжелой ее можно назвать лишь с определенной долей условности – что бы ни делал в музыке Большой Макс, его стремление к мелодике и гармонии ощущается со всей явственностью, а рок – это все же не столько музыка, сколько культура, в которой нужно жить и к которой нужно принадлежать. Тем не менее, выступление «Тотал» на фестивале «Нашествие» прошло с очевидным успехом.

Монокини

Однако и этого неутомимому Фадееву показалось мало. На этот раз его увлек новый проект – «Монокини», музыка которого не имела ничего общего с роком. Вокалистку он отбирал по каким-то своим, одному только ему известным критериям. Над этим проектом Фадеев работал совместно со своим братом Артемом, известным мастером компьютерной обработки музыки. В звучании «Монокини» слышится что-то космическое, «улетное», и даже если видеоклип, снятый на последнюю композицию «Ветер», не содержит каких-то космических символов – все равно, в нем чувствуются атмосферные вихри, которые увлекают слушателя в какой-то неведомый мир.

Фабрика звезд

Максим Фадеев давно уже говорил о том, что ему нужны новые исполнители. Он даже собирался поехать по всей стране, чтобы отыскать провинциальные таланты, не знающие себе цену. Однако ехать никуда не пришлось: приглашение в качестве музыкального продюсера на телевизионное шоу «Фабрика звезд – 2» дало ему возможность отсмотреть самых перспективных исполнителей в ходе трехмесячного музыкально-учебного марафона.

На «Фабрику» Макс Фадеев привел хорошо знакомую ему Юлию Савичеву, которая уже принимала участие в качестве бэк-вокалистки в записи одного из альбомов Линды. Она родилась в том же самом Кургане, в семье ударника Стаса Савичева, работавшего с Большим Максом и вместе с ним переехавшего в Москву. Курганский наплыв на столицу продолжила неподражаемая Елена Темникова, которую в ходе шоу называли представительницей города Омска. На самом же деле Темникова происходит из того же Кургана, а жительницей Омска она стала всего за год до своего попадания на «Фабрику», причем уже тогда она была достаточно хорошо известна на местном уровне, как незаурядная исполнительница.

Так или иначе, но работа с молодыми дарованиями позволила самому Максу сделать множество открытий: были записаны композиции с участием Ираклия Пирцхалавы, Нарцисса Пьера, Марии Ржевской... Уже после окончания телепроекта отличный квартет составили те же Елена Темникова, Маша Ржевская, Елена Терлеева и победительница конкурса – Полина Гагарина. Все записанные композиции начали активно «раскручиваться» на радио, что доказало успешность проделанной работы.

Но самое главное – «Фабрика звезд» открыла широкой аудитории самого Макса Фадеева. До сих пор он пользовался большой известностью среди профессионалов, но рядовой зритель его не знал. Будучи незаурядным вокалистом, Фадеев сам не решается выходить на сцену: он полагает, что по своим внешним данным не годится на роль секс-символа. Что ж, возможно, это и справедливо: ведь он работает в области популярной музыки, где так называемая «харизма», или простая сексуальность исполнителя или исполнительницы играют важное значение.

Участие в «Фабрике звезд» дало нам возможность наконец лично познакомиться с этим музыкальным затворником, до сих пор жившим, словно в башне из слоновой кости. Каждую пятницу мы видели его на отчетных концертах, придирчиво наблюдающего за своими питомцами. Именно в это время Фадеев начал брать окончательный верх над композиторами, которые прежде по вкладу в отечественную эстраду намного превосходили его. До «Фабрики звезд» Максим Фадеев был известен почти всем музыкантам. После «Фабрики звезд» он стал известен всей стране.

Глюкоза

Удар довершил его новый суперпроект, названный замысловато «Глюк’Oza». История его возникновения такая же невероятная, как и все остальные фадеевские шоу-проекты. Обыкновенная московская школьница Наташа Ионова вместе с приятелями записала песню собственного сочинения, выложила ее в Интернет... Мало ли в Интернете таких самодеятельных групп, о которых никто никогда не слышал? Но вместо унылой реакции публики ее ждал звонок от знаменитого Макса, который предложил ей свою поддержку. Сам Фадеев утверждает, что все песни сочинены «Глюкозой». Однако в звучании проекта настолько явно чувствуется его рука, что становится ясно: не только аранжировки, но и само руководство творческим процессом принадлежат ему. Образ несчастливой девушки-хулиганки с доберманом привлек внимание: он был необычен и разительно отличался от той сладкой попсы, которой были заполнены музыкальные каналы. Видеоклипы «Ненавижу» и «Невеста», выполненные в стиле трехмерной компьютерной анимации, сразу же взлетели на верхние строчки хит-парадов, а проект закрепил за его создателем славу самого оригинального и самого непредсказуемого деятеля развлекательной музыки.

Между ангелом и бесом

Кто же такой Макс Фадеев и что принесла с собой революция, устроенная им в отечественном шоу-бизнесе? С одной стороны, наша сцена пополнилась целым рядом интересных групп, сломавших обычные стереотипы, господствовавшие на поп-сцене. С другой стороны, Фадеев взял курс на новую урбанистическую культуру, отражающую сознание человека, постепенно сходящего с ума в каменных джунглях. Его творчество стало своего рода музыкальным аналогом направления, введенного в кинематографе Квентином Тарантино – не зря этот режиссер упоминается в песнях «Глюкозы». Наряду с «райской музыкой», которую время от времени демонстрируют его креатуры, слышится и музыкальная бесовщинка. На той же «Фабрике звезд» песни в исполнении Юли Савичевой – «На небо за звездой» и «Корабли» - представляли разительный контраст с «Шоколадным зайцем» Нарцисса и «Вовой-чумой» Ираклия Пирцхалавы. Такое впечатление, что в Фадееве живут одновременно и ангел, и бес. Какой путь он выберет – покажет нам только время. И только время сможет ответить на вопрос, на благо или на зло пойдет нам устроенная им революция.

Денис Морозов

Hosted by uCoz