Журнал "НЕОН", январь 2001

ВСЯ ПРАВДА О МАКСЕ ФАДЕЕВЕ

Его мелодии и аранжировки отличаются от всего, что есть на современной эстраде сочетанием острых и неординарных музыкальных решений и абсолютной доступностью для восприятия большинством аудитории. Как рождается мелодия? Каким образом из городской суеты, уличного шума и хаотичных будней возникает гармония музыки? На страницах нашего журнала нередко можно встретить утверждение, что творческий процесс - великая тайна. Бессмысленно с этим спорить, и, тем более, пытаться эту тайну разгадать. Заметим лишь, что с теми, кто к ней прикасается, частенько случаются самые необыкновенные и невероятные события. А есть персонажи, вся жизнь которых - цепочка фантастических событий, подчас трагических, подчас жизнеутверждающих и почти по-настоящему волнующих. Эти избранники судьбы, как правило, становятся знаменитыми и даже культовыми, но остаются при этом искренними, cветлыми, и во всем, что они делают, присутствует некая мистическая печать. Тайна. К числу таких людей, безусловно, можно отнести композитора Максима Фадеева, ранее сотрудничавшего с Линдой и сыгравшего далеко не последнюю роль в становлении этой певицы.

- Я родился в зауральском городе Кургане, закончил музыкальную школу по классу фортепиано, - рассказывает Максим. Затем я учился в музыкальном училище, где проходил обучение сразу на двух факультетах: хоровое дирижирование и фортепиано. Помимо этого, я брал уроки джазовой импровизации, и впоследствии взял на конкурсе джазовых пианистов гран-при, когда исполнил импровизацию на тему Гершвина. Это было уже очень давно, мне было лет четырнадцать.

Как и у любого нормального подростка, у будущего композитора были кумиры, чья музыка пленяла его слух и побуждала к творчеству:

- Я вырос на песнях таких групп, как Queen, ABBA и Boney M. Правда, провинция, в отличии от центра, всегда испытывала дефицит информации, но, тем не менее, я находил композиции моих любимых групп, информацию о них, об их творчестве. Я считаю, что самой гениальной в отношении мелодизма в двадцатом веке была группа ABBA. Еще мне нравились (и до сих пор нравятся) песни Владимира Высоцкого. Это гениальный человек, который был на "ты" и с музыкой, и с поэзией.

Юный Фадеев не только занимался музыкой, но и увлекался спортом: в 17 лет у него уже была третья степень по айкидо, соответствовавшая уровню кандидата в мастера спорта, и юноша подавал большие надежды. Правда, российским Стивеном Сигалом Максиму стать не довелось, причиной этому явилось первое судьбоносоное событие в жизни музыканта:

- Спортом я начал заниматься потому, что являлся мальчиком не вполне здоровым: у меня был врожденный порок сердца, и я все время пытался доказать своим ровесникам, что я тоже могу бодро бегать, прыгать и вести активный образ жизни. Поэтому я очень интенсивно тренировался, достигал успехов. Однажды, когда я исполнял ката (формальные упражнения в японских боевых искусствах - прим.), я просто надорвался. Я хотел сделать все быстро, красиво и так же технично, как мой кумир Брюс Ли, фотография которого, наверное, в то время висела в комнате любого мальчишки. От большого напряжения сердце дало большой поток крови, лопнула перегородка, и я потерял сознание. У меня была клиническая смерть, после чего меня госпитализировали в клинику Мешалкина в Новосибирске. Елена Евгеньевна Лютасова (жена доктора Мешалкина) благополучно сделала мне серьезнейшую операцию на сердце. Я считаю Елену Евгеньевну своей матерью, потому что она совершила чудо и подарила мне вторую жизнь. У Елены Евгеньевны - золотые руки, и она меня вытащила, хотя шансов на успешный исход операции было мало. Когда я уже стал достаточно популярным человеком, я приехал в Новосибирск и поклонился ей в ноги за то, что она спасла меня.

Говорят, Господь Бог даже на кривых строчках пишет ровно. Перед Максимом захлопнулась дверца в большой спорт, но он увлекся танцами - занимался самостоятельно, довольно удачно подражал Майклу Джексону и подумывал о карьере эстрадного исполнителя. Одаренный юноша быстро завоевал славу местного масштаба и начал принимать участие в разнообразных конкурсах, в том числе в Юрмале и в Ялте:

- На "Ялте 90" я спел песню Батыра Шукенова "Джулия" и собственную песню "Танцы на битом стекле". Мне присудили третье место. Често говоря, все эти конкурсы оставили у меня неприятное впечатление. Члены жюри, оценивая исполнителей обычно поднимали таблички, как на собачьих бегах. Мне казалось, что это просто неправильно: вот так, сразу, оценивать человека. Было безумно много талантливых людей, которые после поражения на таких конкурсах сразу уходили в "отстой", хотя они этого явно не заслуживали. Я думаю, что сформированные вкусы "корифеев", входивший в многочисленные жюри, воспрепятствовали появлению на сцене не многих талантливых певцов.

Третье место на ялтинском конкурсе оказалось только прелюдией к главному призу: в жизни Максима появился человек, решительно изменивший его творческую судьбу:

- Представьте себе: я нахожусь в Кургане, в маленьком пятиэтажном доме, в маленькой квартирке... Открываю дверь-передо мной стоит Сергей Крылов. Просто сказка какая-то! Я был в шоке, я не знал, что сказать. Он прошел в квартиру, cпросил с улыбкой: "Ты Фадеев?" Еще посмеивается надо мной! Я отвечаю: "Да, я". А Сергей пришел вместе со своей женой Любой и с Михаилом Кувшиновым (впоследствии я проработал с ним долгие годы). "Ну, что,- говорит Сергей,- показывай, что умеешь." Я сыграл какие-то вещи, и Сергей, заговорившись со мной, даже опоздал на концерт. Именно тогда он мне и сказал: "Надо тебе собираться и в Москву ехать". Я спрашиваю: "А как это возможно?" - "Да никак. Бери чемодан, и поезжай. Вот и все". Когда домой пришла моя жена, я ей сказал: "Через несколько часов мы уезжаем в Москву". Это было молниеносное решение! Наскоро собрав вещи и взяв с собой на первое время "стратегические" запасы тушенки и сгущенки, Максим с женой поехал в Москву.

Молодой семье удалось снять квартиру, а в скором времени Максим нашел работу на студии SBI Records. Поначалу приходилось туго, поскольку заработки были невелики, и семье Фадеевых оказывал всестороннюю помощь и поддержку "крестный отец" композитора - Сергей Крылов. Первые свои успешные работы Максим вспомнить не смог, ограничившись фразой:" Это такое количество всего!"

- В Москве у меня даже появился спонсор (как тогда называли продюсеров), и мы с Федором Бондарчуком и Степаном Михалковым сняли два клипа на композиции из моего дебютного альбома "Время диких зверей". Это тоже было в 91-м году. Мы записали пластинку и выпустили ее просто так, для души, не преследуя каких-либо коммерческих целей. Первое серьезное предложение поступило ко мне именно от Федора Бондарчука и Степанп Михалкова: они попросили меня сделать музыку к фильму "Синяя армия", в котором должен был сниматься Сергей Федорович Бондарчук. Но в связи с кончиной этого великого актера и режиссера, фильм не состоялся, а музыка, которую я сделал, тоже легла в стол.

В то время Максим Фадеев уже был широко известен в узких кругах, и заказы на аранжировки и музыку поступали бесперебойно. Такая популярность объяснялась тем, что работа Фадеева отличалась тремя существенными плюсами: он делал все недорого, качественно и очень быстро. И когда через посредничество Федора Бондарчука композитору поступило предложение поработать с новым проектом - певицей Линдой, Максим сразу согласился и "включился в проект всем сердцем":

- Я следуя одной простой мысли: если ты работаешь с человеком, ты должен его любить, любить абсолютно искренне. С Линдой так и было, я любил ее и делал для нее все - отдал ей свою молодость, все силы, все, что умел. Она очень хороший, мягкий, добрый и скромный человек.

Во время работы с Линдой с композитором произошло еще одно невероятное событие, в которое, по словам Фадеева, не верит никто:

- Во время работы над песней "Ворона", я находился под влиянием Карлоса Кастанеды, творчеством которого был сильно увлечен. Когда мы записывали пластинку, произошел совершенно реальный случай: мы вышли из офиса, и увидели, что на дверях, на подоконниках, на фонарях - везде сидели ТЫСЯЧИ ворон, тысячи и тысячи, несметное количество! Я такого никогда раньше не видел, и этот момент запомнил на всю жизнь.

Cейчас Максим живет в Германии и работает сразу над двумя новыми проектами:" Total" и "Турин". История создание проекта "Total" тоже невероятна, и напоминает арабскую сказку, где есть ароматы дивных благовоний и экзотических фруктов, зажигательная музыка Востока и ряд загадочных, почти фантастических совпадений.

- Некоторые воспринимают историю создания проекта "Total", которую мы везде рассказываем, как произведение "пиара",- говорит Максим,- на самом деле это чистая правда. Со мной вообще часто происходят невероятные происшествия и анамалии. К примеру, если я прихожу в студию в плохом, тяжелом настроении, никакая техника не работает - ни пульт, ни компьютер.

Другой проект - "Турин" - также весьма необычен. Композитор сообщил, что стиль этого проекта, возможно, будет чем-то напоминать музыку группы "Nine Inch Nails", чье творчество не оставило Максима равнодушным. Проект называется "Турин", потому что его солистка - подлинная уроженка итальянского городка Турина.

- Это будет очень интересный проект, и я это гарантирую. В нем занята настолько сильная певица, что ее будут узнавать по первой ноте, у нее от природы очень специфический голос. Она поет под барабаны и под джазовый бит, и звучит это совершенно фантастично! Лица этой певицы никто никогда не увидит, потому что она этого не хочет, и у ее нежелания есть объективные причины. В одной из композиций проекта будет играть барабанщик из Guano Apes, это абсолютно точно. Этот проект будет звучать на двух языках (английском и ломаном русском), и осуществляется он при поддержке BMG-Германия. Они предоставляют нам возможность приглашать для записи пластинки сессионных музыкантов мощнейшего уровня. Нас вообще не волнует, будет ли проект популярен в обычном смысле слова. Если сто человек в мире смогут оценить "Турин" по достоинству, а десять профессиональных музыкантов будут им вдохновлены, мы будем счиать свою задачу выполненной. Музыку проекта "Турин" можно будет услышать через два месяца, а пока полным ходом идет работа над первым альбомом группы.

У господина Фадеева есть все основания верить в успех всех его проектов, ведь музыку, вышедшую из-под его пера, невозможно не запомнить. Его мелодии и аранжировки отличаются от всего, что есть на современной эстраде сочитанием острых и неординарных музыкальных решений и абсолютной доступностью для восприятия большинством аудитории. За каждым стилем стоит технология, и, естественно, что всегда находятся достаточно грамотные подражатели, способные использовать технологические приемы в других проектах. Когда на небосводе российской эстрады, стремительно ворвавшись в верхние строчки хит- парадов, появился дуэт "Тату", некоторые вполне авторитетные специалисты высказали предположение, что к этой группе причастен Максим Фадеев. Но композитор решительно опроверг эти слухи, объяснив, каким образом могло возникнуть подобное заблуждение.

- Я не имею НИКАКОГО отношения к "Тату". Поэтому я СОВСЕМ не буду говорить об этой группе. Скажу лишь одно: мною было заявлено два с половиной года назад, что я собираюсь создавать коллектив с названием "Тату". Действительно, мы с Ильей Кормильцевым собирались делать такой проект. Это заявление было везде опубликовано, и кое-кто просто очень хорошо среагировал, зарегистрировав это название раньше нас. Сейчас у меня появилась целая когорта подражателей, я создал стиль, и многие пытаются его копировать. Я все равно считаю, что никто не сделает что-либо в этом стиле лучше, чем его основатель. Я НЕ ХОЧУ делать рекламу группе "Тату", но я желаю им успехов.

Главный секрет Максима Фадеева состоит, пожалуй, в том, что, невзирая на сотни написанных и обработанных мелодий, он до сих пор относится к музыке и ко всему, что с ней связано, с восторженным трепетом новичка:

- Я - композитор депрессивный, причем депрессивный до степени нирваны. Я сам впадаю в нирвану, когда делаю музыку, и происходит это без какого-либо наркотического воздействия, потому что музыка - самый сильный наркотик. Для меня музыка - одушевленное существо. Можно сравнить ее с любимой женщиной, с которой ты впадаешь в интимную связь. Если ты ее любишь, если она чувствует, что ты ее любишь, она отвечает тебе тем же и рожает тебе детей - то есть дает тебе мелодии, дает тебе красоту, которую понимает и любит множество людей. Если же музыка "молчит", ничего не получиться, сколько ни старайся - это все будут холостые выстрелы. Работая, я всегда жду того момента, когда у меня с музыкой возникнет искренний, настоящий контакт. Многие называют это вдохновением. Название не имеет значения. Музыка или приходит, или нет.

----------------------------------------------

Журнал "НЕОН", январь 2001

МАКС И ДЕВУШКИ НЕЖНОГО ВОЗРАСТА

В течение двух лет Линда признавалась лучшей российской певицей благодаря недюжинному таланту Максима Фадеева - композитора, продюсера, текстовика и бэк-вокалиста. Человек, создавший на нашей поп-рок-сцене альтернативную звезду из девушки, не имевшей для этого особых талантов, вернулся в Россию с новыми надеждами. То есть опять с девушкой.

На этот раз вдохновитель почившего проекта "Линда" (у певицы новый автор, но шансов получить хоть 20 % былого успеха невелики) особо не подчеркивает своих близких деловых отношений с питомцами.

Новой реинкарнацией Фадеева стал альтернативный проект Total. Видео группы снимает дежурный режиссер всех начинающих Влад Опельянц, имидж скопирован с немецкого квартета Guano Apes, музыка и слова Максима Фадеева. Со всеми четырьмя составляющими любой продюсер, если не дурак, может сказать, что эта штучка пойдет. Но как и почему, мы решили спросить уже самого Макса.

- От того, что ты делал для Линды, практически ничего не осталось. А как тебе удалось так резко сменить стиль?

- Все не совсем так, Я перешагнул очень сложный период, потому что стал делать кардинально другую музыку. Сначала мы с этой группой записали трип-хоповый альбом, но зару6или его на корню из-за ощущения того, что это похоже на сделанное мною ранее. Мне было тяжело проявиться как музыканту, потому что я зажимался в неких рамках, теперь же пытаюсь в чем-то изменить, а в чем-то расслабить. Но и то, что делал раньше, тоже хорошо - Линда останется навсегда.

- Кроме этого проекта, ты ничем больше не занимаешься?

- Нет, Правда, до этого я сделал англоязычный альбом Oil Plant, просто приятной эм6иентной музыки. Он пока нигде не вышел, но уже есть некие предположения о выпускающих компаниях,

- Честно говоря, за десяток минут наблюдения за группой я осознал, что они очень похожи на безвестную немецкую команду Guano Apes, нет ли и у тебя такого ощущения?

- Это один из лучших комплиментов, которые доводилось слышать, У нас музыка действительно в альтернативу, причем тяжелую, сильно агрессивную и очень драйвовую. А идея, безусловно, связана с Guano Apes - это было не вспомню уж сколько лет назад, когда я оказался одним из первых, кто привез из Германии альбом этой группы, Жил там, крутился в разных студиях и увидел этих людей. Меня они просто шокировали.

- Что музыкальная родина Total находится в Германии, понятно с первых аккордов, а откуда сами ребята?

- Многие из Москвы, а остальные - из моего родного Кургана. Солистка Марина тоже оттуда, но я, по странному стечению обстоятельств, обнаружил ее в Пакистане. Зайдя в закрытый клуб, увидел певицу, которая шокировала меня исполнением гранджа. Я ее и пригласил поработать.

- Когда же мы увидим и услышим итоги вашей работы?

- Клип выйдет в следующем месяце, а вот с альбомом пока ничего непонятно - переговоры с лейблами только начались. Кстати, песня вскоре появится на "Нашем радио". Да и вообще Козырев в некотором смысле повлиял на меня, потому что мы с этим человеком очень дружны. Я доверяю его вкусу. И даже подвергался нападкам этого господина на все то, что делал до сегодняшнего дня. Он был прав, я постоянно ненавидел его за это, и думаю, что вся эта, в хорошем смысле, война с ним 6ыла не зря. На день рожденья я подписал ему гитару, на которой сочинил песню "Дальтоник". Когда же он начал высказывать какие-то критические вещи в мой адрес, то всю свою злость вымещал именно на ней. Всю гитару исцарапал всевозможными словами, адресованными Козыреву. Правда, повторить их не могу. Не для печати.

----------------------------------------------

Hosted by uCoz