Журнал "Harper's BAZAAR", декабрь 1997

МАКСИМ ФАДЕЕВ: ИЗ ТЕНИ В... ТЕНЬ

У загадочной Линды нет конкуренток — ее магический образ и пронзительные песни одновременно покорили и искушенную в западном электронном декадансе богему, и балдеющих от "Иванушек International" тинэйджеров. "Мне не хотелось бы разделить участь Линды", — говорит Максим Фадеев, ее лучший друг и автор всех ее песен, выпустивший свой сольный альбом, еще более надрывный, чем культовая "Ворона".

Его жизненный стиль — замкнутость. Многотысячная армия поклонников Линды слабо представляет себе, как выглядит человек, который вкладывает в ее уста непонятные и действующие на уровне подсознания слова: "Я танцую, и все эти игры будут тонкие-тонкие иглы/Я бегу, я бегу ниоткуда/Никуда, никуда, никуда". Стихия модных тусовок, постоянно исторгающая из себя громкие, но внутренне почти всегда пустые имена, для Максима чужда. Его не слишком интересует, что происходит в вечно бурлящем котле современной поп-культуры. Все, кроме семьи и музыки, для него где-то вдалеке, "с той стороны зеркального стекла". Макс не скрывает, что свою музыкальную философию и любовь к этнической музыке он позаимствовал у Питера Гэбриела. ("Кумир есть у каждого, и только глупцы отрицают это".) Еще в годы обучения на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища в родном Кургане Максим услышал альбом Гэбриела "So" и испытал вполне реальный культурный шок. До сих пор он собирает все диски, выходящие на фирме "Real World" (собственная фирма Питера Гэбриела, специализирующаяся на издании этнической музыки всего мира, из России в том числе) и с блеском в глазах говорит о том, что скоро он, возможно, познакомится со своим кумиром. Современную музыку Максим не любит и не считает, что пишет песни с уклоном в трип-хоп (что на самом деле очевидно). Все модные течения он считает неживыми и слишком сильно зависящими от технологии.

Кстати, сходство между Фадеевым и Гэбриелом очень заметно. Оба стоят вне музыкальной моды, не боятся экспериментов и ищут затерянных в джунглях (песках, горах, лесах) гениальных музыкантов-самородков. И при всем этом вполне преуспевают в коммерческом плане. В отличие от более конъюнктурных коллег, ищущих новые сочетания уже удачно испытанных на слушателях звуков и рифм, Максим просто живет среди многослойных мелодий и нарочитой простоты текстов, бьющих наповал своим отчаянием. Максим не стремился обязательно достичь успеха. Его больше волновало (и волнует до сих пор), насколько хорошо он делает свое дело и доставляет ли это ему удовольствие. Он не получил полноценного музыкального образования только потому, что ему не нравилось, чему и как его учили. Педагоги при этом были более чем довольны способностями юного Фадеева. Во время учебы Максим даже написал музыку к самодеятельному спектаклю "Лилипут с колокольчиком", который был поставлен в одном из местных театров. Музыкальное образование он продолжил совсем недавно, но об этом чуть ниже. Из Кургана он приехал в Москву, не привезя с собой ничего, кроме любимой семьи. Вначале ему пришлось несладко — полное отсутствие денег, знакомств, полуголодное существование... Несмотря ни на что, Макс продолжал заниматься музыкой, не обращая внимания на то, как оплачивается его труд. Вскоре удача стала к нему более благосклонна — ему начали заказывать музыку для телерекламы (Фадеев описывает ее как крайне пафосную, чуть ли не оперную), а потом дело дошло до сольных записей. В 1990 году он принял участие в фестивале "Ялта" и получил звание лауреата. В том же году вышел его первый, уже почти забытый альбом "Танцуй на битом стекле", появились клипы, которые сняли Федор Бондарчук и Степан Михалков. В 1992 году Макс занял третье место на фестивале в Юрмале, и его имя получило вполне реальный вес в кругу осведомленных людей. Группа, сопровождавшая его тогда, называлась "Конвой". С этими музыкантами Максим продолжает работать до сих пор и называет их своей второй семьей.

Просьба Федора Бондарчука сделать пару аранжировок для девушки по имени Линда коренным образом изменила творческую биографию Макса. Можно резонно предположить, что Линда — лишь инструмент в руках Фадеева, пусть самый главный, но все равно на уровне раритетной многострунной бас-гитары, купленной у одного из участников "King Crimson". Но Макс с этим не согласен. Он говорит о яркой индивидуальности, неповторимой манере исполнения Линды, что является абсолютной правдой. На вопрос, может ли получиться так, что, добившись успеха в сольной карьере, он уже сможет обходиться без Линды, Максим с обезоруживающей улыбкой отвечает: "А тебе может перестать быть нужным твой лучший друг?" Взаимопонимание этих людей оказалось настолько сильным, что вряд ли что-то может помешать их дружбе и сотрудничеству. Они слишком хорошо чувствуют и понимают друг друга, чтобы строить отношения на неравной основе. Их можно сравнить с кистью и красками, а это сравнение совсем не обидное.

Максим все песни пишет сам. Сначала мелодию — "тексты пишутся в самый последний момент". В его песнях люди ищут какую-то глубокую философию, влияние восточных учений, Лао-Цзы с Конфуцием, в конце концов. Фадеев с этим не согласен: "Я христианин, верю в Иисуса Христа". "Борис Гребенщиков — это Борис Гребенщиков, а я — это я", — добавляет он по поводу предположения, что кому-то удается сочетать православие и буддизм. Среди любимых авторов он называет Мопассана, Стругацких, Булгакова... "Вообще-то сейчас я читаю "Архипелаг ГУЛАГ". Особенность своей лирики он определяет так: "Главное, чтобы было поменьше всяких свистящих и шипящих — того, чего слишком много в русском языке".

В перерыве между "Песнями тибетских лам" и "Вороной" Макс отправился в Великобританию — учиться. Для того чтобы попасть на очень престижные "курсы повышения квалификации" (в числе прочих лекции на них читал сам Эрик Клэптон), надо было сделать десять разных аранжировок одной и той же темы — от джаза до трип-хопа. Максу потребовалось на это пятнадцать минут.

Курсы сыграли огромную роль в его жизни. "Я научился там всему", — говорит он. Разница в уровне "Вороны" и "Песен..." совершенно очевидна и является ярким примером окончательно оформившегося в "Вороне" фадеевского стиля, в котором заметный танцевальный оттенок, будь то прямой ритм или трип-хоп, сочетается с африканскими хорами, а изломанный голос то растворяется в вокальной полифонии, то вновь сливается в унисон. Еще один показатель уровня Фадеева — знаменитая бельгийская группа "Enigma" пригласила Максима в качестве саунд-продюсера для записи нескольких песен для нового альбома. Песни для сольного альбома "Ножницы" он записал довольно быстро. "Я сделал это только потому, что мне этого захотелось", — рассказывает Макс. Металлические гитары, медленные и очень тяжелые ритмы, неожиданно высокий и хорошо поставленный голос, поющий о странной любви, где-то между небом и землей... Как и Линда, Максим играет с окончаниями слов, продлевая их очень эмоциональными вибрациями голоса. Это непростая и сильная музыка, может быть, еще более зловещая, чем та, которую он пишет для Линды. Когда альбом был уже готов, Макс изменил аранжировки песен, сделав их звучание еще более альтернативным. В результате песни с "Ножниц" получились не менее хитовыми, чем "вороньи".

Теперь Максиму "грозит" то, что в последнее время было совсем рядом, но его самого не касалось, — слава. Этого испытания он боится. "Сейчас я спокойно хожу в магазин, в меня не тычут пальцами, и мне бы очень не хотелось разделить участь Линды". На всякий случай Макс принял меры предосторожности. Его семья сейчас живет в Германии, сам он тоже планирует переселиться туда и лишь время от времени приезжать для записи пластинок. Максим готовится к сольным концертам, и вскоре можно будет снова увидеть, как он выглядит на сцене: мало передвигается, но ведет себя очень эмоционально. Максим — честный и искренний артист, популярность того, что он делает, его не интересует. Он пишет очень хорошие, очень грустные и очень личные песни. Для грусти и депрессии есть причины — два года назад умерла его маленькая дочка. Но он сильный человек, уверенный в выбранном им пути. "Кем ты видишь себя, скажем, через десять лет?" — "Хорошим отцом и хорошим мужем, остальное меня не волнует".

Юрий Яроцкий

Hosted by uCoz